Атаман Валерий Попов - степень бюрократизации в Зауралье достигла пика

Оценка населением эффективности работы государственных и муниципальных чиновников г. Кургана и области.

Данная статья написана на материалах социологических исследований, проведенных в январе-феврале 2018 г. Отделом социальных исследований Института социально-политических исследований Российской академии наук и кафедрой социологии. Всего были опрошены 250 горожан, жителей г. Кургана и области и 75 экспертов: представители крупного, среднего и малого бизнеса, ученые, журналисты, представители политических партий и движений, юристы и жители города, а также бывшие чиновники. Что представляет собой современный чиновник в России и г. Кургане в частности? Прежде всего он не может удовлетворить потребности граждан, особенно тех, кто живет за чертой бедности, и имеет дело с социумом, который разочарован сегодняшним госаппаратом, занятым в основном решением своих материальных проблем, всецело озабоченным сохранением кресла и карьеры. В высших кругах власти поняли , что современный государственный чиновничий аппарат должен отказался от принципа силы, есть глубокое понимание, что будущее России зависит от консенсуса между членами общества, представителями различных национальностей и конфессий. . Создаются новые правила, ориентированные на ее укрепление. Практически все современные европейские государства и северная часть Америки считаются демократическими, но эксперты считают, что они являются классическими бюрократическими странами, имеющими многочисленный чиновничий аппарат. Современные социологи приходят к единому мнению, что все демократические государства западных стран – бюрократические, и в XXI в. продолжает расти численность чиновников. Такая же картина во всем мире, включая РФ. Граждане России находятся в поиске, какая система сегодня выгодна для управления. Возможно, мы выберем «мягкий авторитаризм», на основе которого, например, граждане Сингапура добились внушительных экономических успехов. Если в США они основывались на индивидуализме, то в самом начале XXI в. страна представляла собой чиновничье государство, обеспечившее население социально-экономической, политической и культурной выгодой. Государственные программы США ориентированы на широкие слои населения начиная с самых бедных граждан и заканчивая представителями гигантских корпораций. Проведение такой экономической политики требует увеличения численности бюрократического аппарата, достигшего в США к началу XXI в. 25 миллионов человек, что составляет 7,6 % от общей численности 325 миллионов населения страны. Численность чиновничьего аппарата в РФ намного больше , чем в США – примерно 12,0-14,0 % от общей численности населения в 146 милл, т. е. около 18-20 миллионов человек. В обществе нет однозначной оценки эффективности деятельности госаппарата РФ. Люди, выросшие в Советском Союзе, поддерживают существование сильного государственного аппарата управления, но определенная часть общества придерживается либеральных взглядов: она хотела бы минимизировать вмешательство чиновников в экономическую жизнь социума. Сегодня общество не может влиять на кадровые назначения и, следовательно, на качество управления. Чтобы проанализировать вышеназванные вопросы, мы провели массовый опрос жителей в апреле 2018 В опросе приняли участие 250 респондентов и 12 экспертов: журналисты, архитекторы, чиновники, юристы, преподаватели вузов, строители, работники культуры, предприниматели. Материалы нашего исследования показали, что главная задача, стоящая перед госчиновником, по мнению 70,5 % граждан – принести пользу своему народу, государству. Вместе с тем почти четверть респондентов (23,5 %) основной целью бюрократа назвали расширение зоны своего экономического влияния, затруднились ответить 6,0 %, по всей видимости, это часть общества, которая не имеет опыта общения с госчиновниками

1 Численность населения США по переписи 2017 г. составляет 325 145 963 человека. 2 Дж. Массионис. Социология. 9 изд. Изд. дом «Питер», 2004, с. 553. 3 Численность населения РФ по переписи 2017 г. составляет 143 403 770 человек.

В чем заключается главная задача бюрократа? Варианты ответа % принести пользу народу, государству 70,5 расширить зону своего экономического влияния 23,5 затрудняюсь ответить 6,0

Эксперты считают: основная формальная задача бюрократа на высшем уровне – определить оптимальные цели перераспределения госбюджета в форме законодательного регулирования и в форме администрирования, реализовать механизм перераспределения бюджета и организовать процесс инвестирования, а также осуществить контроль за ходом и итогами инвестиций госбюджета в целях оценки результативности и соответствия государственному целеполаганию. Чиновник должен осуществлять социально ориентированную деятельность, направленную на решение проблем разных категорий населения в разных сферах, осуществлять функции в рамках правового государства. Следующий вопрос был о главной черте современного чиновника. Его задача – практическое осуществление функций государства, их решение, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Федерации. Но социум, за исключением небольшой части (17,6 %), не видит в чиновничьих практиках такой направленности – 64,7 % респондентов считают, что чиновник только делает вид, что у него много работы, т. е. демонстрирует постоянную занятость. Затруднились назвать характерную черту современного российского чиновника 17,7 % опрошенных

В чем заключается главная черта современного чиновника? Варианты ответа % всецело отдавать себя возложенным на него обязанностям 17,6% делать вид, что у него много работы (постоянная занятость) 64,7% затрудняюсь ответить 17,7%

По мнению экспертов, современная Россия находится на таком этапе развития своей государственности, когда степень бюрократизации достигла пика, и чрезмерное количество уровней управления порождает растущий вал всевозможных отчетов и документов. Бюрократический аппарат является необходимым элементом государственного управления на всех уровнях. Он обязан следовать предписаниям и должностным инструкциям. По своей природе он не может состоять из добродетелей, но посредством работы над собой, совершенствования стиля деятельности может отойти от формализма и принести пользу делу. Современный чиновник, по мнению экспертов, не считается с населением, не выполняет свои основные функции, потому что его пребывание в должности никак не зависит от мнения граждан. Возьмем благоустройство городов и сел. Для примера выберем Шадринск, где жители некоторых улиц страдают от некачественного дорожного покрытия. И речь даже не о выбоинах и колдобинах, а о том, что дороги десятилетиями ремонтируются путем накладывания очередного пласта асфальта поверх старого, и в результате дома жильцов оказались ниже дорожного полотна. В те дни, когда идет дождь, затапливаются не только дворы, но и жилые и подсобные помещения. Многочисленные обращения к местной администрации полностью игнорируются. По мнению респондентов, основную часть своего времени современный чиновник тратит на написание отчетов – 94,1 %, их проверку – 70,5 %, телефонные разговоры – 58,8 %, работу с обращениями граждан – 47,8 %. Доля затруднившихся ответить на данный вопрос составила 23,5 % На что бюрократический аппарат тратит свое время?* Варианты ответа % на написание отчетов 94,1 на проверку отчетов 70,5 на телефонные разговоры 58,8 на работу с обращениями граждан 47,8 затрудняюсь ответить 23,5 *Учитывая, что каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа, сумма составляет более 100 %.

По мнению экспертов, существующая в России бюрократическая система способна «перемолоть» даже тех людей, которые с искренним желанием хотят послужить народу, что-то изменить к

лучшему. Эффективность работы чиновника очень часто определяется формальными критериями, умением выполнять одновременно противоречащие друг другу предписания. Эксперты подтверждают, что бумажной волоките и бесконечной разработке новых форм и видов отчетных документов уделяется, безусловно, много времени чиновника, но не в ущерб поиску потенциальных источников дохода и коррупционных схем. Ведомство любого уровня не может обходиться без отчетов, это необходимое звено для подведения итогов и совершенствования деятельности. В идеальном варианте отчеты должны отражать реальное состояние развития различных сфер деятельности, но в действительности наблюдаются избыточность форм отчетов, дублирование показателей, неоптимальная структура и форма их представления. Создается впечатление, что отчеты нужны для загруженности чиновников работой, а не для решения задач ведомства, т. к. реальная работа обычно трудна и результаты ее плохо видны («пока все дороги починишь и крыши залатаешь, годы пройдут»), а доказывать свою полезность чиновнику нужно каждый день, и в итоге отчетность становится основным показателем его работы. Чиновники могут создавать проблемы там, где их на самом деле нет, и следят за своими подчиненными, которые тратят уйму времени на написание докладных записок начальству. Эта никому не нужная работа продолжается бесконечно. Известно, что без госаппарата невозможно решать социально-экономические проблемы, но в их работе есть некоторые крупные нарушения, недостатки, оказывающие серьезное влияние на нашу общественно-политическую и экономическую жизнь. Так, по мнению респондентов (47,0 %), отчеты пишутся для того, чтобы лучше выполнять задачи, которые стоят перед ведомством, чтобы показать свою занятость перед вышестоящими органами (48,0 %), для создания видимости работы (23,5 %). Процент затруднившихся ответить на данный вопрос составил 16,5%.

Эксперты также отмечают, что количество отчетов явно избыточно, перечень отчетности часто противоречит здравому смыслу, и чиновнику приходится заниматься отписками. Кроме того, отчеты часто грешат приписками, из ложных сведений рождаются ложные обобщения и далее – соответствующее планирование, не отражающее положение дел, следовательно, заведомо невыполнимые планы. За последние десятилетия чиновничий аппарат в РФ вырос в разы. Особенно это хорошо видно по увеличению количества спецслужб и полиции В настоящее время, по мнению эксперта т. е. численность личного состава выросла более чем в 10 раз. Но статистика, к примеру, преступлений увеличилась в такой же пропорции. В настоящее время увеличения числа полиции не способствует снижению количества преступлений. По данным исследования, более трети населения (35,2 %) считает рост бюрократического аппарата неизбежным процессом, более половины (52,9 %) отмечает, что каждый новый руководитель создает для себя квазичиновничьи места. По мнению 41,7 % респондентов, руководитель ведомства должен решать свои задачи за счет расширения штатов (прием на работу знакомых, родственников и т. д.) Затруднились ответить на данный вопрос 23,5 % (табл. 5).

Известно, что происходит постоянный рост численности государственных чиновников РФ. С чем это связано?*

Варианты ответа % рост бюрократического аппарата – это неизбежный процесс в современном мире 35,2 каждый новый руководитель придумывает квазичиновничьи места 52,9 чтобы руководитель ведомства решил свои задачи (прием на работу знакомых, родственников и т. д.) 41,7 затрудняюсь ответить 23,5 *Учитывая, что каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа, сумма составляет более 100 %.

Эксперты связывают рост числа чиновников с неумением адекватно отвечать на растущие вызовы современности, характерные в целом для российского чиновничества, плюс желание их высшего и среднего звеньев приводить во власть «своих» людей, что ведет к росту аппарата. Согласно закону Паркинсона работа будет заполнять все сроки, на нее отведенные. У этого закона есть две движущие силы: − чиновники стремятся множить подчиненных, а не соперников; −

чиновники создают друг другу работу. Паркинсон также заметил, что общее число занятых в английской бюрократии росло на 5-7 % в год безотносительно к каким-либо изменениям в объеме требуемой работы. На закон Паркинсона накладывается местная специфика создания кланов, что не может не увеличивать штат. Бюрократ не может быть идеальным по определению.

Идеальный чиновник тот, кто не формально, а ответственно относится к своим обязанностям. Качественное выполнение своих функций по контролю целевых и эффективных инвестиций бюджета и минимизация коррупции (полностью ее уничтожить нельзя, т. к. это сущность бюрократии и цель ее деятельности, а во многом – и условие жизнедеятельности) – это функции «бюрократа идеального типа». Так, вариант бюрократической системы, работающей на общество как идеальный тип, по мнению экспертов, составляет 76,4 %, ровное отношение ко всем гражданам страны у 12,9 %. Затруднились ответить на вопрос 10,7 % респондентов.

В обществе есть понимание того, что идеального бюрократа в Кургане и области нет. И это мнение достаточно устойчиво во всех слоях. По мнению респондентов, гибкость и бюрократ – вещи противоположные. Чиновник выполняет только предписанное, за что потом и отчитывается. Решать проблему по существу, прописать правила он не может. Почти абсолютное большинство респондентов считают, что бюрократическому аппарату не хватает профессионализма, умения работать в современных реалиях (94,1 %), 11,7 % – что государственный чиновничий аппарат работает достаточно эффективно, 23,5 % затруднились ответить на заданный вопрос Эксперты соглашаются с нашими респондентами, они тоже высказывают мнение, что у госчиновников Курганской области не хватает профессионализма. И здесь мы можем предположить, что в итоге страдает вся система, что напрямую сказывается на социально-экономическом положении республики. Все министерства жалуются на низкое финансирование, но не решаются и другие организационные вопросы, где не требуются финансы – это прежде всего работа с населением и общественными организациями гражданского общества. Госчиновники должны культивировать труд. Во времена СССР сельским жителям помогали вспахивать земельные участки за счет государственной сельхозтехники. Сегодня 40-60 % жителей села не обрабатывают свои участки, а «сотрудников министерства сельского хозяйства не выгонишь из кабинетов». Мы живем в мире, где рациональность диктует поведение не только простых людей, но, к сожалению, интересы этих граждан не всегда принимаются в расчет, в данном конкретном случае игнорируются В любой стране бюрократия подбирается по принципу доверия и корпоративности для участия в коррупционных схемах − это та же суть, внутреннее содержание бюрократии, например, то, что «лев в Сахаре является хищником и в зоопарке – тоже». 42,1 % респондентов уверены, что любое чиновничье место приобретается через коррупционную сделку, чуть меньше (41,1 %) не справились с вопросом, по всей видимости, у них нет опыта общения с управленческой системой. Положительный ответ на то, что талантливый чиновник может продвинуться по карьерной лестнице, дали 29,4 % .

Каждый бюрократ старается сделать карьеру в той организации, в которой работает. Известно, что в мировой практике это происходит на основе таланта чиновника. Как Вы считаете, соблюдаются ли данные подходы в нашей стране? * Варианты ответа % талантливый специалист, чиновник может достаточно успешно продвигаться по карьерной лестнице 29,4 любое чиновничье место приобретается через вознаграждение (коррупционная сделка) 42,1 затрудняюсь ответить 41,1 %.

По мнению экспертов, есть случаи, когда талантливый человек занимает высокую должность, но, разумеется есть и множество примеров, когда карьерный рост происходит за определенное вознаграждение. Есть и другая точка зрения по мнению экспертов наиболее верная: страна, не имеющая идеологии, не может готовить высокопрофессиональных специалистов и не нуждается в талантливых чиновниках. Эксперты считают, что не все места занимаются через коррупционные связи, иногда важно оказаться в нужное время в нужном месте с нужными социально-

демографическими параметрами. Есть у начальников тенденция приводить с собой свою «команду». К сожалению, кадровый резерв, формально имеющийся во всех министерствах и ведомствах, редко используется для пополнения руководящих кадров. По закону РФ работники государственных организаций не имеют права распоряжаться материальными ресурсами (финансы) не по назначению (откаты). Но это явление в нашем регионе имеет место. Безусловно, все зависит от конкретного человека, его моральных качеств, отношения к профессии и в целом к населению и обществу. По данным исследования, большинство респондентов (76,5 %) считают, что чиновник решает, скорее, свои собственные проблемы, чем государственные, 17,6 % – что все требования соблюдаются, 5,9 % не смогли ответить на вопрос.

По мнению экспертов, с приходом 2018 г на должность Врио Главы области коррупционный фон как бы стал замараживаться. Открытых коррупционных схем мы пока не наблюдаем, после ареста некоторых чиновников высшего областного правительства, остальные затихли в выжидании как поведет себя новый врио губернатора. Но в обществе до сих пор сохраняется устойчивое мнение, что несмотря на радужные заявления врио губернатора, оставшийся старый бюрократический аппарат продолжает сдерживать инициативу граждан. Данный феномен будет продолжаться до тех пор пока в области будут бедные. Далеко не у всех чиновников есть возможность брать откаты, но там, где она есть, они имеют место быть. Но есть и такое мнение: «Использование финансовых ресурсов не по назначению уголовно наказуемо. Постатейное освоение материальных средств в учреждениях и ведомствах жестко отслеживается соответствующими структурами, поэтому скрыть нецелевое использование финансов обычно не удается». Бюрократия очень серьезно ограничивает гражданское общество и предпринимательство, предъявляет избыточные критерии к потенциальным сотрудникам государственных предприятий (например, по мнению, экспертов, чтобы устроиться оператором ПК (персональный компьютер) в какое-либо учреждение, претенденту надо представить порядка 25 документов). Активный гражданин, особенно грамотный, решает все сам, и тогда бюрократ не получает взятку, поэтому он предпочитает зависимого гражданина. Нередко бюрократический аппарат сдерживает инициативу населения и гражданского общества и их организаций. В качестве примера сошлемся на то, как решается земельный вопрос. ОО «Курганского казачьего Землячества» «Центра для реабилитации детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями» В начале2018 г Правительством Курганской было издано распоряжения о выделении казачеству земли под строительство зимнего манежа для детей инвалидов и вот уже больше года чиновники городской администрации под разными выдуманными предлогами затягивают документы необходимые для начала строительства манежа. В связи с чем страдают дети инвалиды, но ни чиновники. При этом они даже не сколько не беспокоятся, что не выполняют постановления Правительства области. Почти абсолютное большинство опрошенных считают, что государственный бюрократический аппарат сдерживает инициативу граждан (86,2 %), 11,8 % – активизирует, не справились с вопросом 2,0 % По этому поводу эксперты высказались таким образом: хождение по инстанциям может погубить любой проект, потому что для бюрократа от граждан исходят одни хлопоты. Есть и другое мнение: инициатива граждан слабо связана с госбюрократией, потому что связана с интеллектуальным уровнем и личностным ростом человека по карьерной лестнице. Часто бывает так, что интеллектуальный уровень инициативных граждан выше, чем решающего его проблему бюрократа. Госбюрократия – это или преграда, или ее отсутствие на пути достижения уже намеченных целей. Сегодня на содержание раздутого чиновничьего аппарата уходят значительные бюджетные средства. Вместе с тем наблюдается резкое ограничение возможностей профессионального усовершенствования специалистов. Сложившаяся ситуация мотивируется отсутствием финансов. Зачастую специалист вкладывает собственные средства на дальнейшее повышение своего профессионального роста. По данным опроса, в основном руководители отсекают талантливых специалистов, чтобы в будущем они не стали их конкурентами (64, 7 %), но обеспечивают должный уровень общей компетентности. 23,5 % опрошенных считают, что

руководители области стараются, чтобы их подчиненные стали специалистами в этой области. Затруднились с ответом 13,8 % респондентов (табл. 11).

Среди экспертов есть мнение: толковые руководители стараются, чтобы их подчиненные росли, поднимались по карьерной лестнице. Глава государства подчеркивает высокий коррупционный фон в РФ. Как известно, современная система не позволяет устранять коррупцию. Коррупционная среда для чиновника – это «то же, что для рыбы вода, а чиновничья работа без возможности коррупции – это высушенное море, в котором рыбе делать нечего. Пока есть коррупция – есть чиновник, так же как и врач есть, до тех пор пока есть больной». Коррупционная среда («мутная вода») для чиновника – это государство, обладающее финансовым бюджетом. К. Маркс писал: «Частная собственность бюрократии -это государство». Высокая оплата труда делает места госслужащих привлекательными для большого числа людей, поэтому потенциально у государства появляется возможность отбирать если не лучших, то, по крайней мере, высококвалифицированных и мотивированных людей. В реальности это происходит далеко не всегда. Вряд ли высокая зарплата удерживает чиновников от идеи дальнейшего обогащения. С другой стороны, зарплата чиновников, которая выше, чем средняя по стране, во-первых, является аморальным явлением, во-вторых, создает ненужную конкуренцию на рынке труда. Сегодня зарплата кандидата наук составляет 17 тысяч рублей, а госслужащего – 60 тысяч. Лучшие граждане должны идти туда, где могут создавать деньги, а не тратить их. Если создавать будет некому, то и делить станет нечего. Как показали материалы нашего опроса, 76,5 % чиновников ориентированы на собственное обогащение, 5,8 % работают на благо страны. 17,7 % респондентов не смогли ответить на вопрос .

Высокие должностные оклады госчиновников предполагают устранение коррупции в министерствах и ведомствах. Реализовывается ли данное предположение в реальной работе госчиновника? Варианты ответа % наши чиновники на самом деле работают на благо страны 5,8 чиновники ориентированы на собственное обогащение 76,5 затрудняюсь ответить 17,7

Эксперты дают следующие характеристики работе госслужащих, и врио губернатору необходимо это учитывать: «Век службы чиновника может быть недолгим, поэтому ему необходимо быстро «отбить» вложенные в должность средства; для того чтобы устранить коррупцию, надо не оклады поднимать до заоблачных высот, а создавать условия невозможности коррупционной сделки. Данный путь противодействия коррупции неэффективен, наоборот, чем больше оклад госчиновника, тем больше и аппетиты, и, таким образом, индексируется только уровень взятки!» Обсуждение проблемы с общественными организациями гражданского общества, (создание из них «Народного контроля») коллегами и принятие решений – единственно эффективный метод. Какие бы результаты оно ни дало, считается нелегитимным, если проблема не обсуждалась с руководством. Если руководитель противится даже обсудить конкретную проблему, носящую инновационный характер, от него требуется создать рабочую группу для обсуждения, а принятие решений все же остается прерогативой руководителя. В нормальной ситуации начальник – лучший в команде. В этом смысле обсуждать что-то с ним должно быть очень эффективно. Но если он выбран по другому принципу, то и результат другой. А в обществе есть мнение: о какой эффективности может идти речь, если высокопоставленные должности в госаппарате занимают бывшие полицейские или им подобные не профессионалы , которые плохо разбираются в современном мире и ее прблемах? Они не в состоянии выдавать новые идеи, страдает также исполнение заданий. Достаточно осмотреть сколько предписаний судов и прокуратуры не исполняется городскими чиновниками. Так, по мнению респондентов, необходимо одинаково работать как с коллегами, так и с вышестоящими должностными лицами (82,4 %), и только 5,9 % уверены, что сотруднику легче работать над проблемой с коллегами. Проще выполнять при работе над проблемой указания начальника, так считают 11,7 % наших респондентов

Принято считать, что при обсуждении проблемы с коллегами вопрос решается более эффективно, чем со своим начальником. Экспертное сообщество считает, что в идеальном варианте необходимо грамотное и гибкое сочетание двух составляющих. Работа должна быть совместной и прозрачной вместе с коллегами и руководителем. Но данную идею можно реализовать только в том случае, если в коллективе корпоративная этика находится на высоком уровне. Абсолютное большинство респондентов считают, что неформальные связи руководителей ведомств эффективно решают интересы этих чиновников – 71,1 %, второго варианта ответа (неформальные связи руководителей ведомств с интересами простых граждан решаются более эффективно) придерживается 15,2 %. Остальные 13,7 % опрошенных воздержались от ответа на данный вопрос .

Неформальные связи любой бюрократической организации развиваются на всех уровнях, но самым эффективным обычно считается решение, принятое несколькими руководителями неофициальным способом. Ваша точка зрения: учитываются ли при такой системе решения интересы простых граждан РФ? Варианты ответа % считаю, что при неформальных связях руководителей ведомств интересы простых граждан решаются более эффективно 15,2 неформальные связи руководителей ведомств эффективно решают интересы этих чиновников 71,1 затрудняюсь ответить 13,7

Как видно , неформальные отношения развиваются на всех уровнях организации. И наши респонденты справедливо замечают, что личные связи и взаимоотношения играют гораздо большую роль в реальной структуре власти, чем формальные. По мнению экспертов, интересы простых граждан может защитить только социально ориентированное государство. Как правило, ведомства связаны общими интересами и оказывают друг другу взаимные услуги; при работающих вертикалях власти неформальные проблемы, контакты идут на пользу гражданам, в противном случае это почва для коррупции. Многое, считают эксперты, зависит от целей участников неформальных контактов. В некоторых случаях они могут способствовать более эффективному решению проблемы, в других – личному обогащению. Есть и такое мнение: интересы простых граждан, как правило, не принимаются во властных структурах. Эксперты считают, что властные структуры осуществляют контроль решений, принимаемых нижестоящими чиновниками. Как пример: сошлемся на «майские указы»6 главы государства, «Майские указы» – сложившееся в периодической публицистике наименование серии из 11 указов, подписанных В. В. Путиным 7 мая 2012 года, в день вступления в должность Президента РФ и содержащих 218 поручений Правительству РФ для выполнения в течение 2012−2020 годов. В них были прописаны целевые показатели по зарплатам бюджетников, привлекательности России для бизнеса и другим направлениям. https://ru. wikipedia. org/wiki/Майские_указы. которые не выполнялись, и отчеты по ним. Это отдельная тема: как они выполнялись, какими методами и средствами, особенно в образовании, здравоохранении. Врио губернатора надо обратить особенное внимание на местное здравоохранения, когда жители не могут неделями получить квалифицированную помощь, стоя в электронных очередях, в то врея как необходимые врачи , уходят со своего основного места работы в созданные платные поликлинники, туда же посылают и своих пациентов, создавая им для этого необходимые безвыходные ситуации. Хочешь бесплатно жди когда назначат не хочешь ждать плати. Эксперты приводят пример, когда медики Правобережной центральной районной больницы вынуждены были обратиться к Президенту РФ с жалобой о том, что руководство больницы не выполнило «майские указы» по повышению зарплаты. Прибывший по тревожному сигналу Полномочный представитель Президента РФ в СКФО пообещал решить вопрос положительно. Если Шумков не решит эту проблему то жители вынуждены будут наверно обратиться к самому Президенту. Как известно, в РФ чиновники, находящиеся на вершине бюрократической иерархии, зачастую теряют контроль над многими административными решениями. «Он недостаточно эффективен либо по причине низкой компетентности бюрократии в территориальных вопросах, либо из-за безалаберности, лени, аффилированности (кумовство)

или переплетенности с «низами» в коррупционной схеме». По мнению респондентов, у властных структур нет времени на проверку чиновничьего аппарата (63,6 %), 13,6 % считают, что власть решает только свои проблемы, и только 9,1 % отметили, что она всегда контролирует свои решения, 13,6 % затруднились с ответом .

Принято считать, что в РФ люди, находящиеся на вершине бюрократической иерархии, зачастую теряют контроль над многими административными решениями, которые принимаются на нижних этажах власти. Как Вы считаете, контролируют ли властные структуры работу своих чиновников? Варианты ответа % да, высшая власть страны всегда контролирует свои решения 9,1 не думаю, что у них есть время на проверку работы чиновничьего аппарата 63,6 власти решают только свои проблемы 13,6 затрудняюсь ответить 13,7

«Не всегда контролируется работа чиновников низших эшелонов», – считают эксперты, а между тем именно они больше контактируют с обычными гражданами. Контроль исполнения принятых решений должен быть более жестким, но не на словах, в качестве устрашения, а реальным, с последующим соответствующим вердиктом. Декабрьская конференция В. В. Путина показала, сколько проблем в стране не решается без вмешательства главы государства. По мнению экспертов, «бюрократия – сестра коррупции, обе они являются не сугубо российскими явлениями, они не знают национальных границ». Вместе с тем в каждом государстве бюрократия и коррупция имеют свои особенности. Российская, как считают эксперты, наиболее ярко выражена в политике, экономике, социальной и духовной сферах. Во всех этих направлениях наблюдаются диктат, административный произвол. В обществе существует устоявшееся мнение: чем больше «канцелярщины», тем бюрократические процедуры более утомительны и дают мало возможностей для применения творчества. Из проведенных исследований видно, что наши респонденты склоняются к мнению, что работа бюрократической системы в регионах, скорее, неэффективна. И здесь нам необходимо стремиться к идеальному типу бюрократа, чтобы он справлялся с задачей. Среди социологов есть мнение, что пример работы госчиновников дают нам японские корпорации, которые являются универсальными схемами. Они за основу управления взяли методику работы, когда начальники советуются со своими подчиненными. И сегодня такая система управления принята многими странами на Западе. Данное высказывание подтверждается материалами нашего исследования. Респонденты оценивают деятельность государственного бюрократического аппарата страны как неэффективную (65,0 %), затруднились дать оценку 20,0 %, это, скорее всего, та категория участников опроса, которые сами являются чиновниками. Скорее, эффективной их работу считают 10,0 %. Вариант «вполне эффективна» никто не отметил, и здесь надо сказать, что у российских граждан устоявшееся мнение о негативной работе чиновников госаппарата. И в центре, и на местах в регионах люди верят только одному человеку – Президенту РФ. И, по всей видимости, Ежегодная пресс-конференция президента страны В. В. Путина. (Речь идет о конференции 14 декабря 2017 года.) https://www. 26-2. ru/ art/351796-bolshaya-press-konferentsiya-vladimira-putina-14-dekabrya2017-goda.

Изменить эту ситуацию может не только он, но и губернаторы проведя коренные реформы системы управления страны как в центре, так и в регионах.

Как население РФ оценивает деятельность государственного бюрократического аппарата страны? Варианты ответа % вполне эффективна 0,0 скорее, эффективна 10,0 скорее, неэффективна 65,0 совершенно неэффективна 5,0 затрудняюсь ответить 20,0

Эксперты считают, что было бы гораздо лучше, если бы в обществе были несколько влиятельных политических сил, которые могли бы контролировать работу бюрократического аппарата:«В нашей системе существует партия самовоспроизводящегося чиновничества – «Единая Россия». Только там государственные служащие и бюджетники могут делать карьеру. За последние 3 года в Москве, например, сменили почти всех директоров школ, поликлиник, социальных центров и

пр. на функционеров «Единой России». В 2017 году партия пошла на муниципальные выборы с «пятерками», состоящими из руководителей бюджетных учреждений. Естественно, избиратель, который не знает большинство кандидатов, смотрит в первую очередь на должность. В итоге все муниципальные советы оккупированы «ЕР». По мнению экспертов, если речь идет о Правительстве РФ, то население его деятельность оценивает однозначно неэффективно. Притчей во языцех стали слова главы Правительства РФ: «Денег нет, но вы держитесь». Или: «Учитель работает по призванию, а ежели нужны деньги, идите торговать» и т. д. Реальные доходы населения снижаются с каждым годом вот уже на протяжении нескольких лет, в связи с этим растет осознание неэффективности бюрократии как в стране так и в регионах. Встреча Д. Медведева с пенсионерами в Крыму. https://www. youtube. com/watch?v=SIgamiTxvjE. Встреча Д. Медведева «Всероссийский молодежный форум на Клязьме», август 2016 г. https://www. youtube. com/watch?v=SIgamiTxvjE.

На ключевой наш вопрос, в чем причина неэффективности чиновников госаппарата, подавляющее большинство (70,3 %) отметили недобросовестность, низкие моральный и идеологический уровень и профессиональную подготовку. 58,8 % считают всему виной давление на чиновников госаппарата со стороны крупного капитала, вышестоящих органов и т. д. Яркий пример – Б. А. Березовский, который пришел к власти через нелегальный бизнес и стал заместителем секретаря Совета безопасности Российской Федерации (1996-1997 гг.) 52,9 % видят причину в несовершенстве законодательства, т. е. нет законов, благодаря которым можно было привлекать чиновников к административной и уголовной ответственности. Часть респондентов (47,1 %) видят причину в отсутствии правовой культуры граждан. 41,8 % неэффективность чиновников связывают с отсутствием страха перед наказанием, безнаказанностью. Страх из общественного сознания ушел, а это уже напрямую связано с низким уровнем качества работы государственных чиновников. Равное число участников опроса (11,8 %) выбрали варианты «низкая заработная плата» и «затрудняюсь ответить»

Если Вы считаете, что деятельность бюрократического госаппарата неэффективна, то что, на Ваш взгляд, является причиной этой неэффективности?* Варианты ответа % отсутствие страха перед наказанием, безнаказанность 41,8 недобросовестность, низкий моральный уровень 70,5 несовершенство законодательства 52,9 низкая профессиональная подготовка 70,3 давление со стороны (крупный капитал, вышестоящие органы и т. д.) 58,8 отсутствие правовой культуры граждан 47,1 низкая заработная плата 11,8 большая загруженность работой 0,0 недостаточная численность чиновников 0,0 затрудняюсь ответить 11,8 *Учитывая, что каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа сумма составляет более 100 %.

Неэффективная модель организации деятельности госаппарата вызвана институциональным несовершенством, считают эксперты, отсутствием контроля со стороны гражданского общества и «Народного контроля». В условиях дефицита материальных средств, по их мнению, Области не стоит хвататься за несколько проектов, целесообразнее сосредоточиться на решении 2-3 важнейших направлений (образование, занятость, здравоохранение, агропромышленный комплекс) с их четким экономическим и социальным обоснованием. А еще область остро нуждается в профессиональных дипломатах, умеющих вести переговоры на любом уровне, в том числе со знанием иностранных языков. Это повысит возможности для привлечения инвесторов в ее экономику и развития в целом. «Чувствуется, – подчеркивает эксперт, – также отсутствие грамотных, современных специалистов в аппарате нового главы региона, не заряженных идеей поднятия ее на другой уровень, как это было во времена Богомолова и Кокорина». Бюрократия – явление антиобщественное, она питается коррупцией, жаждой человека извлечь из ситуации выгоды. Обе они – явление не сугубо российское и не знают национальных границ. Вместе с тем в каждом государстве бюрократия и коррупция имеют свои особенности. Российская, как мы отметили выше, наиболее ярко выражена и в политике, экономике, социальной и духовной

сферах. По всем этим направлениям наблюдаются диктат, административный произвол, поэтому необходим народный контроль. В республике неофициальным, но достаточно эффективным способом получения информации являются слухи. Для такого маленького региона как Курганская область, моральные ценности сильны. Для нашего общества характерным является нетерпимость к социальным отличиям, а чиновники часто демонстрируют свое превосходство над «толпой». Данный фактор – свидетельство механической солидарности, в результате чего происходит отторжение тех идей, носителями которых являются чиновники. Информацию о деятельности как областных чиновников так и госаппарата подавляющее число респондентов (94,1 %) черпают из средств массовой информации, 76,5 % опрошенных сами сталкиваются с их работой, 70,6 % узнают о них со слов знакомых, коллег По мнению экспертов, знания о деятельности чиновников госаппарата граждане обычно черпают из СМИ, особенно альтернативных, оппозиционных. Эксперт считает, что «чиновничий аппарат в Курганской области раздут, поэтому его представители живут повсеместно, в результате они сами являются носителями информации о своей деятельности». Общество заинтересовано в том, чтобы руководством региона была проанализирована работа чиновников, как на местах в районах, так и в центре и приняты кардинальные и жесткие решения по улучшению эффективности деятельности этой структуры. Стоит ожидать, что после выборов в губернаторы Курганской области В. М. Шумков начнет поднимать уровень жизни населения региона на новый качественный уровень. Для этого понадобятся другие люди, которые будут ответственны перед своим народом, а не те что остались от старой структуры». Материалы опроса показали, что 35,3 % респондентов, обратившись за помощью к чиновникам госаппарата, так и не решили свои проблемы, 27,7 % кое-что удалось решить, столько же опрошенных ни к кому не обращались, 11,1 % участников все удалось решить (табл. 19).

Эксперты ответили, что люди стараются не обращаться к чиновникам за помощью, а если и обращаются, вопрос решить за короткое время или не удается вообще, или он не решается до конца. Материалы исследования позволяют сделать заключение, что область как и вся современная Россия нуждается в реформировании. Это можно осуществить в том случае, если есть апробированная идеология: что мы представляем из себя сегодня и что будет с нами завтра. Важно, кто будет решать грандиозные задачи в социально-экономической, культурной сферах. Учитывая, что чиновники всего мира доказали рациональность своей деятельности и через этот механизм – улучшение качества бюрократического аппарата, необходимо поднять работу на другой морально-идеологический уровень. Идеология должна формироваться снизу. Граждане региона и страны уверены, что это можно осуществить, учитывая, что Президента РФ В. В. Путина поддерживает абсолютное большинство населения страны и он единственный человек, который в состоянии навести порядок в этой огромной машине под названием «госчиновники и бюрократизм». Подводя итоги, можно сказать: система власти в Курганской области во многом функционирует на основе компромиссов с различными группировками, которые в свою очередь преследуют свой финансовый, коммерческий интерес. Такая система власти оправдывает себя, поскольку каждый чиновник, даже не обладающий большим политическим весом, может отстоять свои позиции. Политическую систему (назначение новых замов и начальников отделов и ведомств) контролирует небольшая группа высокопоставленных (богатых) чиновников и депутатов прормышленников. При этом на такие назначения оказывают влияние бывшие чиновники и уволенные мэры и губернаторы из высшего эшелона. При такой схеме распределения властных полномочий, где полностью игнорируется мнение общества, примет ли их сообщество врачей, других жителей наших городов и сел? С этим мало кто считается. «Члены правительства благодарны тем чиновникам, кто их назначил, а общество полностью игнорируется. Простому обывателю практически невозможно найти высокопоставленных городских и областных чиновников по телефону, занятых совещаниями. В результате каждый чиновник в течение дня может попасть на 7 и болеболее собраний». Такая схема называется: «крутиться, имитир

нные вопросы остаются нерешенными». Общество же требует качественной оперативной работы на всех уровнях власти. По мнению гражданского общества, пока складывается мнение что В.М Шумков четко идет к намеченной цели, решая проблемы аграрно-промышленного комплекса области, незаконной продажи земли, решает проблемы незаконно построенных домов, ведет политику по восстановлению и развитию современных форм промышленности, утраченных в 90-х годах ХХ века. Но в обществе есть уверенность, что его хорошим начинаниям препятствует старое коррумпированное чиновничество, и без решения этой проблемы решать поставленные задачи будет очень тяжело, а область нуждается в коренных реформах, ориентированных на подавляющую часть населения.

Вывод-необходимо на следующих выборах срочно менять весь депутатский корпус оказавшийся не дееспособным в улучшении, как уровня жизни населения города и области, так и в решении задач по его развитию. Вся Общественная палата и депутатский корпус нуждаются в обновлении, эта единственная возможность эффективного лечения нашего больного региона



 

Опросы
Какие события 2018 года Вам запомнились больше всего?
1.Повышение пенсионного возраста.
2.Отставка губернатора Алексея Кокорина
3. Назначение врио губернатора Вадима Шумкова
4. Уголовное дело Кетовских чиновников.
5. Обвинение во взятничестве и коррупции бывших заместителей губернатора.
6. Отказ от «мусорной» реформы.
7. Ничего не запомнилось
Голосовать
Информеры
Яндекс.ПогодаКурсы валют болгарский лев