МЕТОДИКА ИНДЕКСА КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ПРИНЯТА! ПОМОЖЕТ ЛИ ОНА СОЗДАТЬ КОМФОРТ В НАШИХ ГОРОДАХ!

 В конце марта Правительство РФ утвердило методику определения индекса качества городской среды. Несмотря на скромное название, это важнейший документ. Именно на нем завязана реализация одного из национальных проектов — «Жилье и городская среда». этот проект  определят вектор развития страны до 2024 года. По планам Правительства, через шесть лет городская среда должна быть благоприятной в 60% российских муниципалитетов. Однако что такое «благоприятная среда», какие конкретные показатели ее характеризуют, к моменту принятия паспорта нацпроекта никто до конца не понимал. И вот наконец появилась ясность — методика принята, критерии качества известны.

Этот документ важен не только потому, что позволяет определить нынешнее состояние городской среды в конкретном муниципалитете, выявить его проблемы и конкурентные преимущества, определить перспективные направления развития. На основании заданных индикаторов будут ежегодно формироваться всероссийские рейтинги городов, что позволит на научной основе определить, где на Руси жить хорошо.

Очень важно, что показатели методики, это не просто статистика, это  основание для расчета субсидий из федерального бюджета. Чем быстрее отдельно взятый муниципалитет движется в направлении качественной городской среды, тем больше средств из госбюджета он сможет получить. Принимать решение будут по 36 критериям, отражающим, по замыслу разработчиков, качество инфраструктуры, экологическую ситуацию и безопасность проживания.

Предпринята попытка сделать комплексный анализ ситуации. В методику включены параметры, отражающие качество городской застройки, дорожную и транспортную ситуацию, безопасность проживания и общественную активность. Каждый из показателей измеряется в баллах. Благоприятным является такое качество городской среды, при котором количество набранных баллов на основе совокупности индикаторов составляет более 50% от максимально возможных. Соответственно, все города, набравшие менее 50%, отличаются средой неблагоприятной.

Новая методика во многом воспроизводит ранее существовавшую, принятую приказом Минстроя РФ два года назад, в октябре 2017 года. Еще до утверждения национальных проектов по ней пытались измерить показатели комфортности проживания в крупных городах. Правда, получился конфуз. Например, в соответствии с этой методикой в Твери более благоприятная среда, чем в Казани. Тем, кто знает оба этих города, подобные выводы кажутся анекдотом.

Подходы разработчиков подверглись критике со стороны Общественной палаты РФ и  экспертов Национального Центра  «ЖКХ Контроль», критика  была услышана. Разработчики новой методики учли целый ряд замечаний общественников и экспертного сообщества. Теперь города будут разделены на 10 групп в зависимости от климатических условий и количества жителей, что создаст условия для более корректного сравнения. Появились такие новые показатели, как «доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры».

Однако многие недостатки старой методики перекочевали в новый документ. В частности, ряд критериев отражают исторически сложившуюся городскую среду, то есть почти не учитывают усилия властей. Также не совсем понятно, как руководство муниципалитета, в котором не ведется жилищное строительство, сможет повлиять на разнообразие застройки. В методике немало неоднозначных критериев, которые только с большой натяжкой можно считать отражением качества жизни граждан. Например, о чем говорит показатель «Количество вывезенных твердых коммунальных отходов на душу населения»? О том, что в городе высокое потребление, налажена работа по вывозу отходов или не работают программы по сортировке и переработке, позволяющие сократить объемы вывозимого мусора? По мнению руководителя РЦ Иван Камшилова в Кургане, например, где сортировка мусора на нуле, этот показатель будет значительно выше.

Многие критерии отражают положение дел лишь частично. Например, «Доля жилого фонда, обеспеченного централизованными услугами тепло-, водо-, электроснабжения, водоотведения, в общем объеме жилого фонда». Однако нет показателей, оценивающих качество коммунальных услуг в этих сетях, количество аварий и т.д. Есть показатель «Доля улично-дорожной сети, обеспеченной ливневой канализацией, в общей протяженности улично-дорожной сети», но нет показателя, указывающего, например, на наличие тротуаров. Может ли считаться благоприятным для проживания город без тротуаров? При этом в Кургане городские чиновники считают, что без тротуаров модно вполне обойтись. И методика по существу их поддерживает.

По мнению Светланы Разворотневой, исполнительного директора НЦ «Контроль ЖКХ»,  среди предложенных показателей должны присутствовать те, которые отражают наличие в муниципалитете рабочих мест, садиков, школ, больниц; реализацию жилищных программ и многие другие вещи, которые делают место по-настоящему привлекательным для жизни. Формально эти моменты не отражают качество городской среды, они скорее относятся к показателю «качество жизни». А его если и будут мерить, то не в рамках данного нацпроекта.

Отдельные вопросы возникают к источникам получения данных о городе. В основном это количественные показатели от Росстата или информационной системы ГИС ЖКХ. Безусловно, данные критерии позволяют обеспечить относительную объективность измерений и сопоставимость результатов. Но, понять истинную ситуацию в городе невозможно, не вникая в суть происходящих в нем процессов. Наличие острых и системных конфликтов между общественностью и властью не отражается в привычных статистических источниках. Как и существование уникальных программ по развитию культуры или поддержке общественной активности. Однако все дискуссии, касающиеся данной методики, остались в прошлом. И теперь только будущее покажет, насколько точно принятый документ способен оценить «воплощение счастия народного».

Опросы
Чиновники и депутаты обвиняют население в задолженности по ЖКУ – жилищно-коммунальным услуга и требуют выселения из квартир! Как Вы считаете, почему в Зауралье огромные долги за ЖКУ»?
1. Низкий уровень и постоянное снижение доходов.
2. Высокие тарифы на ЖКУ.
3. Низкое качество представляем услуг.
4. Несознательные жители тратят деньги на еду и одежду, а не на оплату ЖКУ
Голосовать
Информеры
Яндекс.ПогодаКурсы валют болгарский лев